rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Конфликт в Ворухе: кому выгоден приграничный очаг напряженности?

22 июля в 17:20 на кыргызско-таджикском участке гоcграницы произошел очередной инцидент, закончившийся жертвами среди местных жителей. Согласно информации Государственной погранслужбы КР, причиной конфликта послужила установка флагштока жителями села Ворух (РТ) на въезде в село.

Об экономической ситуации Кыргызстана: крокодил не ловится, не растет кокос

Как ни прискорбно это отмечать, но экономика Кыргызстана находится в состоянии стагнации, причем стабильной вот уже почти полтора десятка лет.

Атамбаев-2019: из политика в уголовника

События, произошедшие 7 августа в селе Кой-Таш, породили множество мифов и еще раз подчеркнули ряд проблем. Остановимся на некоторых из них.

Политика

Допросить нельзя помиловать

pravomernost-atambaeva

Июль 2019 года выдался интересным на политические события.

Приглашение Алмазбека Атамбаева на кремлевский ковер дало второе дыхание его юристам. Если верить словам бывшего президента КР об итогах встречи, то получается, что глава России поддержал линию Атамбаева и Ко на дестабилизацию общественной ситуации в Кыргызстане.

Интерес вызывает заявление Алмазбека Атамбаева - «вернутся в правое поле». О чем идет речь? Линия защиты экс-главы КР заявляет, что их подопечный не нарушает закон, отказываясь идти на встречу со следователем, мол, они, т.е. следователи и депутаты ЖК КР нарушают закон «О гарантиях деятельности Президента Кыргызской Республики и статусе экс-президента Кыргызской Республики». Между тем 15 мая 2019 года законом №61 внесены изменения и дополнения в упомянутый закон.

Закон установил: «Экс-президент Кыргызской Республики может быть привлечен к уголовной ответственности после лишения его статуса экс-президента».

Такого статуса экс-президент может быть лишен на основании выдвинутого Жогорку Кенешем обвинения в совершении особо тяжкого преступления, которое должно быть подтверждено заключением генерального прокурора КР об имевшихся в действиях экс-главы государства признаках преступления на период исполнения им президентских полномочий.

Решение ЖК КР о выдвижении обвинения против экс-президента Кыргызстана для лишения его статуса должно быть принято большинством от общего числа депутатов и по инициативе не менее одной трети парламентариев, и только при наличии заключения специальной комиссии, образованной Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

Решение парламента о лишении статуса экс-президента должно быть принято не менее, чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша и не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения против бывшего главы государства. Если в этот срок решение ЖК не будет принято, выдвинутое обвинение считается отклоненным.

Таким образом, процедуры, указанные в законе о гарантиях деятельности президента и статусе экс-президента Кыргызской Республики, Жогорку Кенешем были выполнения в полной мере. Обвинение выдвинуто депутатской комиссией, Генпрокуратура подтвердила, что из 6 пунктов обвинения по 5 эпизодам выявлены преступные деяния по статье 319 «Коррупция» Уголовного кодекса КР. В итоге 27 июня (напомним, что 25 мая вступили в силу дополнения в закон) за лишение Алмазбека Атамбаева статуса «экс-президента» проголосовало 103 депутата. Решение ЖК КР оформлено в виде постановления, что соответствует законодательству страны.

Есть один нюанс, статьей 13 «Правовые, социальные и иные гарантии экс-президенту Кыргызской Республики» ранее упомянутого закона, установлено, что экс-президенту Кыргызской Республики пожизненно предоставляется государственная охрана в пределах территории Кыргызской Республики и право на бесплатное медицинское обслуживание. Все гарантии, предусмотренные этой статьей, прекращаются со дня вступления в силу обвинительного приговора суда. В законе есть пробел, гарантии прекращаются только в отношении предоставления охраны и медицинских услуг. На этом основании Атамбаев, лишенный статуса «экс-президент», продолжает пользоваться привилегиями экс – президента: бесплатная охрана, связь и транспорт.

Поэтому Конституционной палате Верховного суда КР необходимо внести ясность: будет ли бывший президент, лишенный приставки экс в своем статусе, получать другие льготы, такие как высокая пенсия, бесплатный транспорт, связь и др.

Как мы видим, призывы Алмазбека Атамбаева и его защиты «вернутся в правовое поле» адресованы в первую очередь ему самому, т.к. ЖК КР в соответствии с нормами закона «О гарантиях деятельности президента Кыргызской Республики и статусе экс-президента Кыргызской Республики» и Регламента ЖК КР лишил его статуса «экс-президент».

Допрос как камень преткновения?

Главным внутриполитическим сюжетом июля можно назвать отказ Атамбаева явиться на допрос. Известно, что допрос — это процессуальное действие, направленное на получение и фиксацию (протоколирование) сведений относительно обстоятельств, имеющих отношение к расследуемому событию. На допрос человека может вызвать следователь правоохранительного органа в качестве потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, специалиста или эксперта. В зависимости от процессуального статуса определяется круг прав и обязанностей.

Законодательством предусмотрены достаточно широкие права вызванных на допрос. Вместе с тем, они обязаны: 1) являться по вызову органа, ведущего расследование дела и 2) подчиняться распоряжениям следователя, прокурора.

За дачу заведомо ложного показания, отказ или уклонение от дачи показаний потерпевший или свидетель несет ответственность по статьям 345, 346 нового Уголовного кодекса КР. Однако статьей 346 УК КР установлено, что «Свидетель или потерпевший не подлежит уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний против самого себя, супруги (супруга) или близких родственников».

Напомним, что Атамбаев вызывался на допрос в качестве свидетеля по делу Азиза Батукаева, одному из пяти дел, ставших основой для лишения его статуса экс-президента:

1. экс-президент причастен к незаконному освобождению криминального авторитета Азиза Батукаева; разбирательство по части 1 статьи 319 УК КР проводит следственное управление МВД (как говорится в материалах следствия, Атамбаев поручил организовать освобождение Батукаева тогдашнему министру внутренних дел Шамилю Атаханову);

2. Атамбаев мог незаконно трансформировать и приобрести участок в селе Кой-Таш, где построен его дом; военная прокуратура проводит досудебное разбирательство по части 1 статьи 319 «Коррупция» Уголовного кодекса КР;

3. Атамбаев причастен к фирме «Ака Инвест», которая могла заниматься отмыванием денег; военная прокуратура начала досудебное производство по части 2 статьи 319 УК КР (согласно материалам следствия, имущество предпринимателя Субихи Пархати на самом деле может принадлежать экс-президенту);

4. бывший глава государства причастен к коррупции при модернизации ТЭЦ Бишкека (ГКНБ выделил дело в отдельное производство (часть 2 статьи 319 УК КР));

5. Атамбаев причастен к коррупции при закупках угля для столичной ТЭЦ Бишкека — он якобы покровительствовал фирме, занимающейся поставками; досудебное разбирательство проводит Военная прокуратура (часть 2 статьи 319 УК КР).

Правовое или не правовое государство, но явиться на допрос человек обязан, с одной существенной разницей – в правовом государстве он не обязан свидетельствовать против себя. Повестка из МВД КР является «первой ласточкой», далее будут повестки от ГКНБ КР и Военной прокуратуры. Кроме того, может измениться и статус Атамбаева со свидетеля на подозреваемого, что означает совсем другое развитие событий.

Для бывшего президента наказание за отказ явится в качестве свидетеля на допрос не так страшно. Что стоит богатому человеку заплатить штраф в размере от 1000 до 1400 расчетных показателей (1 р.п.=100 сом) или отделаться исправительными работами от 12 до 18 месяцев? Однако это не освобождает его от явки на допрос. Более того, уплата штрафа или исправработы не остановят следствие, т.к. срок давности по делам связанным с коррупцией отменен, а суд может засыпать штрафами. Далее, неуплата штрафов может сделать Атамбаева (лишенного статуса экс-президент) не выездным, т.к. гарантии остались только в части предоставления охраны и медицинских услуг.

Вместо заключения

В выступлениях бывшего президента Атамбаева и его сторонников рефреном звучит мысль о его невиновности и требование вернуть статус экс – президента. Следствие предоставляет такую возможность: если версия депутатов ЖК КР окажется неподтвержденной, то желаемый статус вернут. Между тем, упорное не желание бывшего президента идти на допрос сначала вызывало любопытство, которое сейчас сменяется сомнением. Люди, побывавшие в Кремле должны быть знакомы с русской поговоркой «на воре и шапка горит». Может, депутаты ЖК КР были правы?

Следует заметить, что с марта 2018 года, а именно со дня избрания его председателем политсовета СДПК, Атамбаев регулярно нарушает закон «О гарантиях деятельности Президента и статусе экс-президента Кыргызской Республики». Так законом установлено, что экс-президент «не должен...занимать должности в руководящих органах политической партии либо иным образом участвовать в деятельности политической партии».

В случае несоблюдения экс-президентом установленных ограничений, по представлению Генпрокурора актом президента КР «прекращается предоставление ему всех гарантий, а также материальное и иное обеспечение за счет средств республиканского бюджета».

Эксперт по вопросам госуправления

Шерадил Бактыгулов



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir