rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

В Москве открыли памятник Чынгызу Айтматову

В столице России установили памятник всемирно известному кыргызскому писателю Чынгызу Айтматову, который расположился в Даниловском районе Москвы в именном сквере писателя.

«Бесполезных» иностранцев будут лишать гражданства КР?

Депутат Жогорку Кенеша предлагает лишить кыргызского гражданства «бесполезных» иностранцев. Несмотря на то, что общественность назвала инициативу абсурдной, эксперты уверены, что определенное рациональное зерно в ней все-таки есть.

Президент Кыргызстана подвел итоги года

Глава государства провел пресс-конференцию по итогам года. На посту президента Сооронбай Жээнбеков встретился с журналистами в таком формате впервые.

Политика

Проблемы Центральной Азии глазами творческой интеллигенции

central-asia-10

Проект «Центральная Евразия» (Ташкент, Узбекистан) продолжает виртуальную экспертную дискуссию на тему «Основные проблемы на пути развития и взаимодействия стран Центральной Азии, рекомендации по их решению».

На вопросы модератора дискуссии руководителя аналитической группы «Центральная Евразия» Владимира Парамонова – каковы основные проблемы на пути развития стран Центральной Азии и взаимоотношений между ними, а также существует ли эффективное решение данных проблем – ответили архитектор, руководитель архитектурной студии Museum, куратор проектов современного искусства Улан Джапаров из Кыргызстана и казахстанский художник Сауле Сулейменова.

Архитектор, руководитель архитектурной студии Museum, куратор проектов современного искусства Улан Джапаров (Кыргызстан) :

Проблемы

Не очень разбираюсь в вопросах политики, геополитики, экономики, социальных исследований, истории и пр. Моя экспертность опирается лишь на небольшой опыт художественного взаимодействия с разными участниками из стран ЦА, а также на некоторые собственные ощущения и представления обывателя. Поэтому мой комментарий будет носить несколько обобщенно-метафорический характер.

Кажется, что стоит отойти от общепринятой формулировки: «проблемы, которые стоят на пути развития стран ЦА». Есть, конечно, некоторый набор объективных условий, трудностей и проблем, с которыми мы все сталкиваемся. Но это та плата, которую пришлось заплатить за собственную независимость, за полный демонтаж существовавших на момент распад СССР связей, производственных отношений и пр.

Проблемы между странами ЦА не сами по себе существуют, они – место стыка внешних форм (оболочек) тех интересов и неоднозначных процессов становления социума, которые происходят внутри конкретных государств региона. Процесс формообразования для каждой из стран ЦА только в начале, мы ищем свою форму. Вроде все атрибуты государственности есть, но тот волюнтаризм и произвол, который можно проявлять по отношению к своим гражданам, не проходит на межгосударственном уровне. Поэтому большинство авторитарных режимов замкнуты на себя. Также существует некий скрытый комплекс неполноценности, который прячется за громкими национальными идеями своей исключительности или заботой о безопасности. Это как болезнь роста, которой необходимо переболеть. Процесс может занять чуть больше или меньше времени в зависимости от тех политических деятелей, кто готов/не готов воспринимать реальную ситуацию и адекватно реагировать.

В кыргызском традиционном орнаменте (в войлочных шырдаках) есть интересный принцип – равнозначность формы и фона. Тот рисунок, который вырезается из листа войлока одного цвета, оставляя орнаментальный фон, используется как вставка в полотно другого цвета, из которого в свою очередь также вырезан орнамент... Можно сказать, что форма формирует фон, а можно сказать, что и фон воспринимает только ту форму, которая для него подходит.

Сопоставление, притирка между теми внутренними, во многом специфичными формами, которые приобрели наши страны, и внешним фоном – это тот процесс, который реально происходит в ЦА в отличие от различных многократно заявленных объединительных инициатив, содружеств и пр. Проблемы внутри и между странами мной воспринимаются как вызов, экзамен для перехода в более зрелую стадию становления, что сопряжено и со сменой поколений.

Пути решения

Я люблю не разные стратегии и институциональные инициативы, а то, что происходит как бы само собой. Именно оно достойно изучения и качественного изменения, здесь и нужны спецы, кураторы. Понимаете, я немного по-другому работаю, специально никого не приглашаю сотрудничать, уже есть некая общность партнеров/друзей со всех стран ЦА, периодически делаем разные проекты.

Чтобы плавать, надо плавать, нет нужды в чьих-то разрешениях. По поводу советов – могу посоветовать вашему сайту большего разнообразия тем: тех элементов, которые, собственно, и оживляют нашу в ЦА пеструю атмосферу, – туризм, кухня, ремесленники.

На уровне отношений локальных сообществ ЦА (художественной среды, ремесленников, мелкой торговли, туризма) особых проблем нет. Идет взаимодействие, где-то его основой становится чисто человеческий интерес, где-то взаимовыгодное сотрудничество. Такое ощущение, что мы заново переоткрываем друг друга. Например, в художественной среде уже есть устойчивое понятие «современное искусство Центральной Азии», где художники разных стран имеют свою нишу, специфику и в то же время дополняют друг друга. Впрочем, переосмысление, ироничное обыгрывание и художественная репрезентация проблемных моментов как раз и являются той фишкой, которая отличает нас от других.

Художник Сауле Сулейменова (Казахстан):

Проблемы

Я художник, и для меня одна проблема – недостаток связей. Мы в Казахстане, в Алматы в частности, тесно взаимодействуем с Бишкеком. Узбекистан сейчас активизируется тоже, что-то начинает проводить. А вот с Таджикистаном и Туркменистаном почти нет контактов.

Пути решения

В общем контакты можно было бы налаживать через современное искусство (хотя это многих пугает) и культурологические исследования (cultural studies). Хотелось бы больше именно региональных культурных проектов и исследований, но не по вертикальному авторитарному образцу, а горизонтальному – между творческими людьми.

Ведь все связи и предложения – это бесконечный художественный проект. Я не организатор и не из тех художников, которые могут организовывать фестивали, биеннале. В Кыргызстане есть Улан Джапаров, Аида Сулова. У нас есть галерея «Аспан» и галерея Tse в Астане. Они берут на себя широкий спектр и чисто региональных задач. Национальный музей Казахстана, который провел в прошлом году Focus Kazakhstan, а в его рамках – четыре выставки по всему миру. Я лично как художник с удовольствием поехала бы в такой тур по странам ЦА со своим «пластиковым проектом» – инициируя сбор пластиковых пакетов и делая инсталляции. Помимо Алматы и Астаны я делала подобное в Бишкеке – в Американском университете Центральной Азии.

Виртуальная экспертная дискуссия осуществляется при информационной поддержке аналитического ресурса «Регион.kg»

http://www.ceasia.org/



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir