rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Конфликт в Ворухе: кому выгоден приграничный очаг напряженности?

22 июля в 17:20 на кыргызско-таджикском участке гоcграницы произошел очередной инцидент, закончившийся жертвами среди местных жителей. Согласно информации Государственной погранслужбы КР, причиной конфликта послужила установка флагштока жителями села Ворух (РТ) на въезде в село.

Об экономической ситуации Кыргызстана: крокодил не ловится, не растет кокос

Как ни прискорбно это отмечать, но экономика Кыргызстана находится в состоянии стагнации, причем стабильной вот уже почти полтора десятка лет.

Атамбаев-2019: из политика в уголовника

События, произошедшие 7 августа в селе Кой-Таш, породили множество мифов и еще раз подчеркнули ряд проблем. Остановимся на некоторых из них.

Политика

Для успешной интеграции в ЕАЭС Кыргызстану нужна кадровая реформа

AGUPKR

Вопросы эффективного государственного управления являются ключевым компонентом решения экономических, социально-гуманитарных и идеологических задач, как на национальном уровне, так и в рамках Евразийского экономического союза. Такова была основная тема, прошедшего в Бишкеке экспертного заседания.

Как отметила координатор Клуба региональных экспертов КР «Пикир», Эльмира Иманалиева, интеграция подразумевает участие каждой из стран-участниц в работе всех органов управления ЕАЭС. При этом решения принимаются и подписываются всеми пятью членами Евразийского экономического союза. Исполнение же этих наднациональных решений достигается через принятие необходимых правовых актов уже на национальном уровне. И после того, как всеми участниками выполнены необходимые внутригосударственные процедуры, документы вступают в силу, что позволяет добиваться единства подходов в реализации достигнутых в рамках союза договоренностей.

По ее словам, сегодня в ЕАЭС сформировалась разветвленная структура интеграционных процессов, которые идут, как на высоком межгосударственном уровне, так и в среде бизнесменов, деятелей науки, образования и культуры, а также экспертов. Однако не все инициативы по этим направлениям получают шанс на реализацию в силу слабого исполнения национальными структурами принимаемых ЕАЭС концептуальных решений.

- Евразийский экономический союз формируется как альянс, основанный на сближении и интеграции экономик государств-участников, конечной целью которых является обеспечение непрерывного сбалансированного роста национальных экономик, стабильность экономического развития, и как следствие повышение уровня жизни населения. Однако за годы существования ЕАЭС имели место ситуации, когда некоторые государства не успевали подготовить необходимые законодательные акты в срок и адаптировать к национальным условиям совместные решения, принятые на высшем уровне. В этой связи актуальным вопросом евразийской интеграции становится вопрос эффективной системы государственного управления, без которой решение экономических, социально-гуманитарных и идеологических задач невозможно, - отметила, открывая дискуссию, Эльмира Иманалиева.

В свою очередь эксперт в вопросах государственного устройства Шерадил Бактыгулов напомнил, что при вхождении в Евразийский экономический союз Кыргызстану требовалось внести ряд изменений и дополнений в национальные законы, регламентирующие, как экономическую деятельность, так и систему госуправления, учитывая, что интеграция подразумевает делегирование части экономического суверенитета страны наднациональным органам. В случае ЕАЭС это Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). По словам эксперта, для республики это хороший опыт, прежде всего, ведения международных переговоров.

- Кыргызстан, будучи членом ЕАЭС, получает хороший опыт по проведению международных торговых переговоров, которые на уровне союза ведутся с Китаем, Ираном, Вьетнамом и другими государствами, и приводят к конкретным результатам. Конечно, такой же опыт приобретают и остальные участники евразийского объединения, учитывая, что ранее его не было ни у одного из государств. С точки зрения управления – это тоже большой плюс. Благодаря такому опыту Кыргызстан получает возможность генерировать новые подходы в управленческой системе страны, - отметил Шерадил Бактыгулов.

При этом он отметил, что в рамках интеграционных процессов необходим и новый подход к подготовке кадров, учитывая, что в Кыргызстане молодежь получает больше теоретических знаний, в то время, как система приобретения необходимых практических навыков и соответствующего опыта не развита.

- Если говорить в разрезе евразийской интеграции, то нам необходимы хорошие кадры экономического профиля. У нас много специалистов в сфере политической экономики, а вот специалистов по макро- и микроэкономике – единицы. По большому счету экономикой сегодня занимаются математики, физики и другие профессионалы, обладающие аналитическим складом ума, но сильных экономистов, которые могли бы заниматься именно экономическим и финансовым прогнозированием, пока нет. Например, когда обсуждался вопрос строительства железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан нашей стороной была разработана всего лишь одна финансовая модель. В то время, как, например, у россиян только при подготовке строительства скоростной линии Москва – Казань было разработано 40 вариантов. Т.е. ЕАЭС дает нам очень большие возможности, - считает эксперт.

По его словам, благодаря участию в евразийской интеграции Кыргызстан может получить и лучшие методы управления государством.

- Нам надо отходить от бизнес подходов управления государством, сформировавшихся еще в 90-ые годы, и ЕАЭС нам открывает большие возможности в этом направлении, - добавил он.

Вернулся к теме кадров и образования в своем выступлении и председатель международного общественного объединения «Люди Мира» Алишер Ташматов. По его словам, сегодня в Кыргызстане складывается тенденция, когда профессионалы не востребованы на государственной службе.

- К сожалению, ситуация такова, что даже высококвалифицированных специалистов никто не пытается удержать на госслужбе. Но ещё хуже дела обстоят с трудоустройством молодых специалистов и выпускников вузов, потому что кадровые вопросы решаются, как правило, по знакомству или за деньги. Система госзаказа по кадрам абсолютно не работает. Мы постоянно отстаём по всем направлениям от развитых стран мира. И самое главное уничтожаем то, что создавалось годами– науку и образование, - считает общественный деятель.

Он уверен, что коррупция, которая начинается с рождения ребенка, к моменту окончания высшего учебного заведения въедается с сознание молодого человека.

- Родился ребёнок – дай денег. Идёт ребенок в детсад – дай денег, поступает он в школу – вновь нужны деньги. Про вузы я вообще молчу, там коррупция процветает настолько, что оканчивая университет, молодой человек уже вполне лояльно относится к этому явлению. В итоге, государство получает «профессионалов» рвущихся на госслужбу не ради развития страны, а ради собственной выгоды и обогащения, - уверен Алишер Ташматов.

Такой подход к кадровым вопросам, по мнению лидера общественного объединения, влечет за собой ряд серьезных проблем, прежде всего, экономических.

- Мы везде заявляем, что Кыргызстан аграрная страна, но на самом деле ситуация совершенно иная. Ежегодно площади плодородных земель сокращаются либо через трансформацию, либо путём самозахвата. Власти ликвидируют государственные сельхоз институты, селекции, НИИ и т.д., а на их месте появляются частные компании, которые выполняют функции, которые ранее выполняли ликвидированные госучреждения. Во-первых, это влечет убытки государства, во-вторых, в таких условиях у государства нет возможности делать кадровый госзаказ, потому что обязать частный бизнес брать на работу выпускников тех или иных вузов невозможно. Аналогичная ситуация происходит во многих сферах. Поэтому нужно закольцевать кадровый госзаказ и создание рабочих мест госструктурах и госучреждениях, чтобы выпускникам было куда идти после окончания средне специального или высшего учебного заведения, и у них не возникала мысль уезжать из страны, - подвел итог своего выступления Алишер Ташматов.

Политический обозреватель Аркадий Гладилов, отметил, что тема встречи, является архиважной, т.к. в вопросах государственного управления нельзя концентрироваться только на количественных показателях и технических параметрах.

- Немаловажное значение имеет качество и креатив в системе управления, чего, у нас в республике, пока, к сожалению, нет. Сейчас в век высоких технологий, можно жить в одном городе, а вести свой бизнес или работать в другом городе или даже стране. То есть система управления все меньше остается привязанной к определенному региону или городу. Поэтому можно рассмотреть возможность привлечения в государственное управление иностранных специалистов, в частности профессионалов из стран ЕАЭС, - отметил политолог.

Развивая тему, он подчеркнул, что в последнее время значительно снизилось количество инвестиций, поступающих в Кыргызстан, более того из страны уходит бизнес с иностранным капиталом, что Аркадий Гладилов связывает, прежде всего с низким уровнем государственного управления.

Продолжая тему, политолог Алмаз Тажыбай высказал мнение, что необходимо оптимизировать государственную систему управления в Кыргызстане. По его словам, существующая система не отвечает национальным интересам республики.

- В сфере государственного управления существует две основных проблемы. Первая заключается в том, что уровень госслужащих и степень их квалификации не отвечает современным экономическим требованиям. Вторая проблема в том, что бизнес имеет серьезное влияние на государственные структуры. В итоге это приводит к тому, что представители системы госуправления занимаются либо защитой своего бизнеса, либо лоббированием чьих-то бизнес интересов. И в этой системе не находится места для продвижения национальных интересов. Я считаю, что сращивание государства и бизнеса – это большая проблема для Кыргызстана, - отметил Алмаз Тажыбай.

Дискуссия проходила на площадке Клуба региональных экспертов КР «Пикир».

Наталья Лобанова



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir