rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Антитеррористическая повестка ЕАЭС: как противостоять угрозам и вызовам

В Бишкеке обсудили перспективы формирования антитеррористической стратегии стран Евразийского экономического союза

Почему скачут цены на ГСМ?

С начала текущего года в республике началось стремительное повышение стоимости удорожание горюче-смазочных материалов.

ЕЭК позаботится о трудящихся ЕАЭС

Граждане ЕАЭС, имеющие долгосрочные трудовые договора, получат право на временное или постоянное проживание в государстве трудоустройства.

Экономика

Правительство планирует подписать новое соглашение по Кумтору

DSC 8286

Правительство Кыргызстана намерено пересмотреть соглашение  с канадской компанией «Центерра Голд Инк» по разработке золоторудного месторождения «Кумтор», подписанное правительством Сапара Исакова в сентябре прошлого года.

Как ранее заявил премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев, в действующем документе есть моменты, с которыми не согласен нынешний кабинет министров. Однако какие именно пункты инвестиционного соглашения будут пересматриваться, глава правительства не сообщил, но отметил, что в принятии решений будут учитываться предложения и рекомендации экспертов.

Для обсуждения нового соглашения по «Кумтору» аппарат правительства инициировал проведение круглого стола, организация которого была поручена Клубу региональных экспертов КР «Пикир».

Открывая дискуссию, основной докладчик общественный деятель Кыргызстана Ишенбай Кадырбеков, отметил, что правительство и парламент, как правило, замалчивают тему «Кумтора» по причине коррупции.

- Ни в одном соглашении с 1992 года не защищались интересы Кыргызстана. Я не раз призывал передать государству «Кумтор» для того, чтобы он приносил пользу, но безрезультатно. Мне кажется, что для каждого президента Кыргызстана считалось большой честью подписать какой-либо документ, ущемляющий интересы своего государства. Ни один премьер-министр не избежал подписания договоров, ухудшающих ситуацию страны, - отметил докладчик.

Он добавил, что сейчас, когда стоит вопрос о подписании очередного соглашения по проекту, к обсуждению деталей договора необходимо подключить экспертное сообщество и общественность.

- Разработка прошлых соглашений проходила закрыто, включая прошлогоднее «улучшенное» соглашение, подписанное Сапаром Исаковым, поэтому я призываю власти не повторять ошибок, - подчеркнул Ишенбай Кадырбеков.

Он напомнил, что золоторудное месторождение «Кумтор» является богатством Кыргызстана. Однако из-за предательства национальных интересов республики властями, оно не только не приносит стране справедливых доходов, но и стал экологической угрозой для будущих поколений страны.

- При этом, лица, принимавшие участие в этой преступной, противоречащей интересам народа, афере и, тем самым, нанесшие невосполнимый ущерб государству не привлечены к ответственности, а отдельные из них до сих пор находятся у власти,- подчеркнул докладчик.

Он отметил, что коррупционная составляющая в проекте присутствует с момента заключения генерального соглашения в 1992 году.

- Согласно Конституции КР, действовавшей на момент подписания Договора, заключать договора с иностранными государствами, международными и коммерческими организациями имел право только Президент КР. Однако соглашение было подписано премьер-министром, при этом документ, подтверждающий, что полномочия подписания договора Президентом КР были делегированы премьер-министру КР, отсутствует. Также в нарушение Закона «О концессиях и иностранных концессионных предприятиях в КР», т.е. без проведения конкурса был заключен и концессионный договор, - сообщил докладчик.

Он также подчеркнул, что путем введения громоздкой, многоступенчатой, запутанной схемы управления «Камеко» по сути отстранила кыргызскую сторону от участия в проекте, единолично управляла проектом и соответственно косвенным путем получила наибольшую выгоду.

- В Генеральном Соглашении и в Договоре указывалась цель совместной деятельности – получение прибыли. Однако, во всех учредительных документах не были определены условия и порядок получения и распределения прибыли, в результате чего Кыргызстан не дополучил, как минимум, три миллиарда долларов прибыли, - добавил Ишенбай Кадырбеков.

Опасается эксперт и за экологические последствия разработки месторождения. По его мнению, реализация проекта была начата не только в нарушение ряда законов КР, но и при отсутствии плана размещения отвалов пустых пород и прогнозных исследований для определения геотехнических рисков, связанных с воздействием горной добычи на ледник и т.д.

- Такое отношение к проекту можно квалифицировать, как отсутствие опыта горнодобывающих работ, или как неуважительное отношение к Кыргызстану, к его природным ресурсам и экологии. Сейчас Кыргызстан стоит перед дилеммой: либо власть предотвращает дальнейшее усугубление ситуации и идет на более решительные шаги, либо оставляет все как прежде и окончательно губит природу, уничтожает ледники и экологию, - подчеркнул общественный деятель.

Резюмируя свой доклад, эксперт рекомендовал Жогорку Кенешу и правительству КР решить следующие вопросы:

- Лишить ОАО «Кыргызалтын» права представлять кыргызскую сторону в переговорном процессе и при составлении текстов соглашения, учитывая, что за все время реализации проекта «Кумтор» данный субъект не оправдал доверия и показал себя несостоятельной, нанесшей непоправимый, материальный урон стране структурой.

- Расторгнуть комплексное мировое соглашение, подписанное между ЗАО «Кумтор Голд Компани», ЗАО «Кумтор Оперейтинг Компани» и Правительством КР 11 сентября 2017 года, учитывая, что правительство не обладало такими полномочиями, а также что документ не был одобрен Жогорку Кенешем и не получил положительного заключения Конституционного суда Кыргызстана.

- С целью возврата упущенной выгоды из-за коррупционной реструктуризации проекта начать расчет потерь Кыргызской Республики, а также принять меры по восстановлению реальной доли кыргызской стороны в «Центерре» и КГК.

- Начать расчет ущерба, касающегося экологических и горно-инженерных рисков, в том числе, будущих затрат по реабилитации, рекультивации и стабилизации месторождения.

- Рассмотреть ответственность должностных лиц Кыргызской Республики прямо или косвенно связанных с подписанием соглашений, нанесших ущерб Кыргызстану.

- Обязать Центерру начать решение всех вопросов, касающихся экологии и т.д.

Ишенбай Кадырбеков также озвучил перспективу национализации «Кумтора».

- Многие эксперты выступают против национализации, ссылаясь на Соглашения 2009 года, согласно которому Кыргызстан не имеет на это права. Однако согласно резолюциям ООН вопросы подобного характера регулируются национальным законодательством. Таким образом, законодательно республика может начать национализацию, но мы должны будем возместить определенные затраты инвестора. В случае национализации активы и доходы от месторождения будут в наших руках, и за счет этих средств мы сможем возместить затраты, - подвел итог докладчик.

По данному вопросу докладчику парировал член Ассоциации горнопромышленников и геологов Кыргызстана Дуйшенбек Камчыбеков, который  заявил, что не видит доводов в пользу национализации «Кумтора».

- Хватит ли нам средств, которые мы получим, для выплаты компенсации – это один вопрос. Другой вопрос — стоит ли вообще думать о национализации, если уже к 2023 году запасы месторождения будут истощены, и рудник будет подготавливаться к закрытию, - подчеркнул эксперт.

Он также напомнил, что в конце июля заканчивается срок соглашения, и правительству нужно принять решение, что делать дальше.

- Надо помочь правительству в подготовке соглашения, это куда важнее, чем обсуждать вопрос о национализации, - уверен Дуйшенбек Камчыбеков.

В свою очередь председатель правления ассоциации горнопромышленников и геологов КР Орозбек Дуйшеев высказался в защиту канадских инвесторов. Он напомнил, что сейчас «Кумтор» является локомотивом экономики Кыргызстана, учитывая, что доля рудника в ВВП республики составляет свыше семи процентов, а в общем объеме промышленного производства — свыше 23 процентов. Ежегодно от деятельности предприятия в бюджет государства поступает свыше ста миллионов долларов.

По итогам круглого стола эксперты сформировали ряд рекомендаций по новому Соглашению с компанией «Центерра», которые будут переданы в Жогорку Кенеш, аппарат правительства и аппарат президента Кыргызстана.

Наталья Лобанова



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir