rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Антитеррористическая повестка ЕАЭС: как противостоять угрозам и вызовам

В Бишкеке обсудили перспективы формирования антитеррористической стратегии стран Евразийского экономического союза

Почему скачут цены на ГСМ?

С начала текущего года в республике началось стремительное повышение стоимости удорожание горюче-смазочных материалов.

ЕЭК позаботится о трудящихся ЕАЭС

Граждане ЕАЭС, имеющие долгосрочные трудовые договора, получат право на временное или постоянное проживание в государстве трудоустройства.

Экономика

Аэропорт «Манас». Прибыль или политика?

show EAES-glav

samolety

Развитие одного из ключевых объектов национальной экономики должно отвечать стратегическим интересам экономики Кыргызстана

В инвесторах проблемы нет

В конце прошлого года премьер-министр КР Сапар Исаков поднял вопрос о возможности инвестирования в модернизацию аэропортов «Манас» и «Ош» турецкой компанией TAV Airports Holding. Муссировались даже слухи о продаже ей контрольного пакета акций. Правда, позже ФУГИ официально заявил, что речь идет лишь о «доверительном партнерстве» с любым инвестором. Обосновали в правительстве подобный шаг тем, что, допустив зарубежную компанию к управлению кыргызстанскими аэропортами, Кыргызстан получит взамен улучшенные торговые связи с другими странами и приток нового капитала.

В свою очередь, премьер-министр КР Сапар Исаков открыто заявил о готовности к проведению всех необходимых подготовительных работ для комфортного вхождения турецкого инвестора на внутренний рынок. Он отметил, что правительство готово к сотрудничеству, но пояснив, что все же необходимы дополнительные консультации с парламентом Кыргызстана.

Стоит напомнить, что получить подобный «доступ» к стратегическому объекту страны представители Турции и иные зарубежные бизнесмены пытаются не впервые.

Первый шаг был сделан около пяти лет назад. Тогда в качестве «собственника» аэропорта «Манас» рассматривалась российская компания «Роснефть». Однако тогда информация о продаже столь серьезного государственного объекта вызывала широкий общественный резонанс. И правительству пришлось оправдываться. Джоомарт Оторбаев, находящийся на тот момент на посту премьера КР, отметил, что «в случае одобрения парламентом закона, власти принципе могут пойти на такой шаг».

«В настоящее время (2014 год – Прим. ред.) порядка 8 инвесторов интересуются аэропортом «Манас», в том числе российская «Роснефть». Но по существующему законодательству решение об этом принимает парламент. Аэропорт — это стратегический объект. Правительство намерено действовать строго по закону. Нами поручено руководству аэропорта «МАМ» осуществлять маркетинговые исследования и привлекать инвесторов. Они собирают предложения. Правительство должно рассмотреть по предложению аэропорта и Министерства транспорта и коммуникаций, после чего будет принято определенное решение, которое будет затем отправлено в Жогорку Кенеш на рассмотрение», - пояснял почти 4 года назад Оторбаев.

Стоит также отметить, что контракт на поставку авиатоплива в главный аэропорт КР, согласно межгосударственным договоренностям с РФ осуществляется на льготных условиях именно компанией «Роснефть», если аэропорт становится полностью частным, то и условия поставки авиатоплива пересматриваются. Примечательно, что на тот момент вместе с российской компанией отечественным центром отправки пассажиров интересовался и нынешний TAV Airports Holding.

Но уже в начале 2015 года на тот момент вице-премьер-министр Валерий Диль опроверг информацию о продаже стратегического объекта, подчеркнул, что речь идет о «создании совместного предприятия с передачей внешнеуправленческих функций».

«В проекте изъявили желание участвовать семь компаний, в том числе из России, Турции, Молдовы и Китая. И это касается не только «Манаса», но и аэропортов в Оше и Тамчи. Мы изучили предложения, и некоторые будут одобрены», — рассказал тогда вице-премьер. И все по тем же «соусом» привлечения инвестиций.

В конце 2017 года вопрос «о доверительном управлении» вновь был поднят правительством. И это, несмотря на то, что три года назад эта тема уже становилась причиной жарких споров между властями и общественностью.

Подобную смелость можно объяснить лишь тем, что в настоящее время потенциал аэропортов КР, их вклад в экономику не соответствуют имеющимся возможностям. К тому же, собственных средств для развития "МАМ" у Кыргызстана нет. Возможно поэтому, правительство рассчитывает изыскать их у инвесторов.

Однако, надо признать, что в политическом плане это намерение крайне спорно. Ведь, одним из признаков, обеспечивающих суверенитет государства, является наличие контроля государства над важными стратегическими объектами, имеющими особое значение. Более того, ежегодный доход Международного аэропорта «Манас» составляет 1,8 миллиарда сомов помимо периодически поступающих кредитов и грантов. А, значит, привлекать инвестиции в эту отрасль путем его продажи или даже «обоюдного» управления достаточно неоднозначно. Также аэропорт входит в первую тройку самых прибыльных предприятий, которые пополняют бюджет республики. А если монопольным владельцем станет, к примеру, та же турецкая компания, то большая часть прибыли будет поступать зарубежному владельцу.

Что говорят в парламенте

Председатель Комитета по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству Жогорку Кенеша Марат Аманкулов полагает, что вопрос привлечения в аэропорт «Манас» инвесторов требует тщательного анализа. В тоже время, аэропорт требует современного развития.

- Сегодня гражданская авиация Кыргызстана находится в черном списке многих стран мира, в силу того, что из-за недостаточности ресурсов наш международный аэропорт не может выполнять многие функции и оказывать услуги, за которые мог бы получать хорошие деньги. В итоге многие международные рейсы мы не выполняем, а кыргызстанцам или иностранным гражданам, чтобы улететь в ту или иную точку мира нужно ехать либо в Алмату, либо в Ташкент, хотя наша республика находится в самом центре Азии. Не случайно же исторически шелковый путь всегда проходил через нашу территорию, поэтому мы должны использовать свое географическое положение. Создание международного хаба в Кыргызстане логично с любой стороны, но я вижу, что сегодня для того, чтобы выйти на действительно международный уровень, у нас в республике не хватает финансов, - отметил в интервью «Регион.kg» парламентарий.

Речь о привлечении инвесторов в сферу гражданской авиации, надо вести, при условии, что если это повлечет за собой выход авиакомпаний Кыргызстана из черного списка и создание международного воздушного хаба в республике.

- Только выполнение этих условий принесет дополнительный доход в бюджет государства, а также обеспечит дополнительный престиж нашей стране на международной арене. Поэтому к вопросу привлечения инвесторов правительству нужно подходить очень взвешенно, чтобы не потерять стратегический объект, - считает глава парламентского комитета.

Точка зрения экспертов

По словам доктора экономических наук Асылбека Аюпова, чтобы сделать «Манас» полноценным транзитным хабом международного масштаба, нужно рассматривать предложения от инвесторов.

- С экономической точки зрения объект такого уровня, как аэропорт «Манас» с прибылью в 2 млрд. сомов – это весьма мало. Например, его «братья» мирового уровня приносят прибыль в сотни миллиардов долларов. Конечно, наш «МАМ» находится в маленьком государстве, но при соответствующей финансовой поддержке легко мог бы стать транзитным хабом в юго-восточную и Центральную Азию. Однако для этого ему необходимо конкурировать в обслуживании и отвечать современным технологиям, - отметил в беседе с «Регион.kg» экономист.

Но в тоже время, эксперты полагают, что приход зарубежных инвесторов не должен отрицательно сказываться на национальных авиакомпаниях и сервисных службах, которые могут элементарно не выдержать конкуренции с иностранными компаниями.

Известный экономист Жумакадыр Акенеев убежден, что приход турецкой компании не станет шагом к коренному развитию аэропорта «Манас» и в целом воздушной инфраструктуры страны.

- Предложение TAV Airports Holding, которая хочет взять на 25 лет в управление международный аэропорт «Манас» с ежегодными инвестициями по 10 миллионов долларов, что в общей сумме составит 250 миллионов долларов, на мой взгляд, не стоит даже рассматривать. Потому что, ежегодно наш аэропорт больше – по 30-40 миллионов зарабатывает, а за 25 лет он заработает полтора миллиарда, т.е. в разы больше обещанных турецких инвестиций. Аэропорт «Манас» сейчас хорошо зарабатывает, и за счет собственных им даже удалось запустить аэропорт в Тамчы. У руководства аэропорта есть свой отличный план реконструкции, - заявил эксперт в интервью «Регион.kg».

По его мнению, турецкая сторона не планирует развивать инфраструктуру «Манаса», есть намерение добавить один телескопический трап, вот и вся реконструкция.

- И дополнительных самолетов у нас не появится. Турецкие бизнесмены просто придут, поменяют менеджмент и будут получать доход. Им удобно заполучить управление и на ровном месте зарабатывать деньги. Я понимаю, если бы турки вложили полтора-два миллиарда, расширили парк самолетов боингами, и летали бы под флагом Кыргызстана, но они этого делать не собираются. Они просто заберут наш стратегический объект на 25 лет и будут на этом зарабатывать, они хотят забрать курицу, которая несет золотые яйца. Зачем прибыльное предприятие отдавать иностранцам?, - задается вопросом известный экономист.

Также Жумакадыр Акенеев отмечает, что аэропорты в Бишкеке и Оше являются стратегическими объектами, и отдавать их туркам никак нельзя, учитывая, что Турция является членом НАТО, и эта компания непосредственно аффилирована с НАТО.

- Мы кое-как выдворили американцев с их центром транзитных перевозок, чтобы турки пришли с аналогичными намерениями? Это же угроза национальной безопасности. Другой вопрос, что на днях премьер подписал соглашение с Европейским банком развития, который предложил хорошую схему, благодаря которой мы можем взять кредит и провести реконструкцию аэропортов в Бишкеке и Оше. Это надо приветствовать. Так мы сможем поставить топливно-заправочный комплекс в Оше, который также будет приносить доход. Таким образом наши авиаузлы смогут зарабатывать и на свое развитие и на погашение кредита, - заключил эксперт.

Стоит отметить, что передача аэропортов Кыргызстана в управление турецкой компании может стать причиной банкротства местных авиаперевозчиков. Сегодня национальные авиакомпании выдерживают конкуренцию с международными и региональными компаниями только за счет не высоких цен на билеты, которые достигаются благодаря доступу к дешевому топливу, которое Россия поставляет в Кыргызстан в рамках двусторонних договоренностей по поддержке кыргызской экономики. Однако, в случае смены собственника аэропорта имеющиеся соглашения между кыргызским и российским руководством будут пересмотрены.

Анастасия Борисова
Наталья Лобанова



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir