rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Русский и кыргызский: нужно ли Кыргызстану выбирать один из них?

Почему русский язык должен сохранять официальный статус и какие выгоды получает Кыргызстан, закрепив его статус в Конституции? На эти и другие вопросы ответили участники онлайн конференции: «Значение русского языка в современном развитии, в экономическом и образовательном сотрудничестве Кыргызстана с Россией и странами СНГ», организованной Клубом региональных экспертов КР «Пикир».

Кыргызстанцы проголосовали за президентскую республику и Садыра Жапарова

Референдум по форме правления признан состоявшимся, в соответствии с законодательством, для этого достаточно 30-процентной явки избирателей. Сегодня же в голосовании приняли участие около 33 процентов кыргызстанцев, из которых более 81 процента отдали предпочтение президентской форме правления, за парламентскую проголосовали 10,66 процента.

США не поздравили Садыра Жапарова с избранием на пост президента

Посольство США в КР распространило заявление, в котором говорится, что «Соединенные Штаты Америки признают Садыра Жапарова избранным президентом Кыргызской Республики», однако не смотря на нормы дипломатического этикета, дипмиссия с этим событием его не поздравила.

pobeda75

pobeda75 2

Экономика

Финансы Кыргызстана: эффективно ли используются кредиты?

Vneshnii-dolg-KR

Правительство должно предусмотреть комплекс мер по эффективному управлению госдолгом. С таким заявлением на заседании Жогорку Кенеша выступил депутат Руслан Казакбаев

По мнению парламентария, управление государственным долгом в Кыргызстане осуществляется не эффективно, в связи, с чем внешний долг растет, не принося ощутимой пользы государству. Основными причинами такой ситуации депутат видит отсутствие анализа эффективности привлечения помощи и контроля использования привлеченных средств, т.е. проблемы с управлением госдолгом.

Он отметил, что в условиях перехода к рыночным отношениям Кыргызстану была необходима внешняя помощь, учитывая, что именно благодаря этим средствам республика осуществила переход к новому формату экономики, решила многие социальные проблемы и провела реформы.

«Сегодня можно сказать, что Кыргызстан добился определенных результатов за счет внешней помощи. Но, несмотря на значительный рост привлекаемой помощи, надо активно работать над реализацией проектов, приносящих реальные доходы в бюджет», — подчеркнул Руслан Казакбаев.

По данным министерства финансов КР, по состоянию на 30 ноября 2017 года государственный долг Кыргызстана составил 4 миллиарда 444 миллиона долларов США, из которых чуть больше 429-ти миллионов долларов – это внутренний долг, и 4 миллиарда 15 миллионов долларов – внешний.

Между тем, по словам экспертов, даже списание 240-ка миллионов долларов Россией, не оказало значительного влияния на эти цифры, потому что, ратифицировав договор с Москвой о списании долга, Бишкек сразу же взял кредит на такую же сумму у Эксимбанка КНР. Стоит отметить, что больше всего Кыргызстан должен именно Китаю – около 42-х процентов от всего внешнего долга.

До 2017 года, согласно законодательству Кыргызстана и требованиям МВФ, существовало ограничение для внешнего долга республики, оно не могло превышать 60 процентов ВВП. Однако в прошлом году ситуация изменилась, путем принятия «Бюджетного кодекса» это ограничение удалось обойти, благодаря чему сегодня внешний долг республики перешагнул эту пороговую отметку.

Не смотря на то, что во многих странах мира подобных ограничений вообще нет, и те же Соединенные Штаты Америки живут преимущественно в долг, для Кыргызстана это может обернуться непредсказуемыми последствиями. По мнению экспертов, метод решения внутренних проблем за счет внешних заимствований для республики на данный момент является не самым эффективным.

- Для информации, всего в мире долгов порядка 70-ти триллионов долларов, которые превышают ВВП всего мира. Но эти долги приходятся в основном на страны с сильными экономиками, для Кыргызстана же, как для страны с развивающейся экономикой, это может не очень хорошо закончится. Уже сегодня из-за своих долгов при принятии каких-то экономических программ мы сильно зависим от международных финансовых доноров, от того МВФ и Всемирного банка, мы должны с ними все свои решения согласовывать, т.е. мы не можем самостоятельно принимать решения. Кроме того, и кредиты бывают разные, не все из заимствований происходили на выгодных для Кыргызстана условиях, и далеко не все кредиты эффективно использовались, - отметил в интервью «Регион.kg» исполнительный вице президент КСПП Шамиль Борончиев.

В этой связи эксперт подчеркнул, что к вопросу получения новых кредитов руководству республики следует подходить «осторожно и взвешенно». Решением вопроса по привлечению средств, по мнению Шамиля Борончиева, может стать механизм государственно-частного партнерства.

- Набирать кредиты под гарантии государства – это не самый лучший выход. Я считаю, что более эффективно было бы, чтобы под какие-то проекты получали инвестиции частные компании при поддержке государства. Это позволило бы привлекать средства в те или иные сферы, не увеличивая государственный долг. У нас есть очень хороший закон о государственно-частном партнерстве. К сожалению, этот закон, почему-то никак не может достаточно эффективно реализоваться. Может быть, нужно что-то в самом законе поменять, может какие-то подзаконные акты принять, но использовать этот механизм нужно однозначно, - уверен Шамиль Борончиев.

О том, что сегодня необходимо раскручивать инициативу ГЧП говорят и другие эксперты. Весомым аргументом в пользу этого механизма является закон экономики, который не раз доказал, что частные компании способны распоряжаться финансовыми средствами куда более эффективно, чем государство.

Кумуш Алтынбаева



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir