rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Русский и кыргызский: нужно ли Кыргызстану выбирать один из них?

Почему русский язык должен сохранять официальный статус и какие выгоды получает Кыргызстан, закрепив его статус в Конституции? На эти и другие вопросы ответили участники онлайн конференции: «Значение русского языка в современном развитии, в экономическом и образовательном сотрудничестве Кыргызстана с Россией и странами СНГ», организованной Клубом региональных экспертов КР «Пикир».

Кыргызстанцы проголосовали за президентскую республику и Садыра Жапарова

Референдум по форме правления признан состоявшимся, в соответствии с законодательством, для этого достаточно 30-процентной явки избирателей. Сегодня же в голосовании приняли участие около 33 процентов кыргызстанцев, из которых более 81 процента отдали предпочтение президентской форме правления, за парламентскую проголосовали 10,66 процента.

США не поздравили Садыра Жапарова с избранием на пост президента

Посольство США в КР распространило заявление, в котором говорится, что «Соединенные Штаты Америки признают Садыра Жапарова избранным президентом Кыргызской Республики», однако не смотря на нормы дипломатического этикета, дипмиссия с этим событием его не поздравила.

pobeda75

pobeda75 2

Безопасность

Продовольственная безопасность КР решается за счет зарубежной помощи

food6

На протяжении последних лет вопросы продовольственной безопасности остается в Кыргызстане уделом, в большей степени, международных и неправительственных организаций

Если сравнить достижения Киргизской ССР с ее плановым хозяйством и свободный рынок современного Кыргызстана, то увидим, что первая уверенно лидирует по производству сельскохозяйственной продукции. Так, из 15 мясокомбинатов того времени сегодня не работает ни один, да и качество продукции значительно уступает по качеству советскому периоду, включая импортные товары. 576 колхозов и совхозов не только обеспечивали продуктами себя, но и заваливали союзный рынок молоком, мясом и другими сельхозтоварами, что оказалось не под силу 250 тысячам частных ферм, которые были созданы в годы независимости. Более того, по темпам роста Советская Киргизия опережала Украину, Литву, Эстонию и даже соседний Казахстан, который выделяет сегодня нам 100 млн. долларов на развитие. Главной причиной подобной ситуации стало то, что частники, поставив во главу угла прибыль, перестали заботиться об инфраструктуре и экосистеме страны.

Разрыв экономических и хозяйственных связей после развала СССР поставил Кыргызстан на грань выживания в 90-е годы, поскольку в советское время республика являлась одним из звеньев аграрно-промышленного комплекса. Только в первые пять лет независимости среднегодовой объем валовой продукции снижался в среднем на 7-7,5%. Все последующие годы страна только компенсирует потери этих лет. Но до сих пор не может достигнуть продуктивности и урожайности двадцатилетней давности. В этом плане частная собственность не оправдала себя, во многом из-за ограниченности поливной воды, сенокосных угодий и пастбищ, сложностей с реализацией готовой продукции, непрофессионализма, несоблюдения сроков посевов, небрежности сбора урожая и многого другого.

В этом же ряду стоит охрана и защита здоровья животных, с которой напрямую связана продовольственная безопасности. Практически каждый год в республике наблюдаются вспышки заболеваний домашнего скота. Причинами являются не только желание фермеров сэкономить на вакцинах, но и санитарные условия их содержания, питьевая вода из тех же хвостохранилищ. Перебои с электроэнергией снижают возможности домохозяйств и среднего и мелкого бизнеса. Соответственно, задачей обеспечения продовольственной безопасности становятся и соблюдение фитосанитарных норм, и охрана здоровья животных, и непрекословное соблюдение всеми, особенно, бизнесом, экологических норм.

Проблема в том, что наша страна обладала значительными механизмами обеспечения продовольственной безопасности, и сегодня мы наблюдаем их полную деградацию. Следствием нарушений норм продовольственной безопасности становятся монетарное и гендерное неравенство, снижение продолжительности уровня жизни.

В Кыргызстане треть населения находится за чертой бедности. Так, если в 2010 году уровень бедности составлял 33,7%, то сегодня вырос до 38%. В Жалал-Абадской области бедным является более 55% населения, в Оше – более 50%. В Нарынской и Баткенской – почти по 40%, в Баткенской области – каждый третий. При этом особенно выделяются пожилые люди как самая незащищенная часть общества – 96% пенсионеров Кыргызстана нищенствуют.

В семьях с низким уровнем дохода минимальные нормы граничат с выживанием. Говорить о тех, кто находится под опекой государства, и вовсе не приходится. Нормы питания для тех, кто официально находится под опекой государства говорят сами за себя: пожилые и инвалиды в социальных учреждениях 100 сомов в день (это при условии честности поваров, а до этого года было 65 сомов в день), дети в детских домах – 30 сомов в день, учащиеся из профтехучилищ – 40 сомов для выходцев из малообеспеченных семей и 50 сомов для сирот.

Вторая незащищенная категория населения – дети. При том что в стране более трети населения составляют граждане в возрасте до 18 лет, по данным отчета Всемирного банка и ЮНИСЕФ, в Кыргызстане каждый пятый ребенок в возрасте до пяти лет умирает от недоедания.

Главным условием преодоления голода является наличие политической воли и возведение в ранг одного из стратегических государственных приоритетов продовольственной безопасности и проблематики питания. Продовольственная стабильность достигается, когда государство начинает рационально использовать имеющийся потенциал и ресурсы.

При этом сокращение недоедания требует комплексного подхода, который включает государственно-частное партнерство в инвестировании в сельское хозяйство, в улучшение доступа к вводимым ресурсам, земле, услугам, технологиям и особенно – в инвестировании в социальную защиту уязвимого населения. К последнему относится планирование социальных услуг таким образом, чтобы самые беззащитные представители общества были защищены от политико-экономических встрясок и природных катаклизмов. Кроме того, на национальном уровне должны действовать программы питания, обеспечивающие сохранность генофонда нации и ориентированные на достижение экономической независимости. Поскольку за 24 года социальная поддержка государством в виде пособий и льгот породила поколения иждивенцев.

Одним из индикаторов продовольственной безопасности является уровень потребления продуктов питания. Население Кыргызстана – страны, еще 20 лет назад бывшей лидером по производству мяса в СССР – в условиях рыночной экономики стала есть мяса в два раза меньше (1,7 кг в месяц против положенных 3.5 кг, то есть выходит по 56 грамм в день). В целом мясо и мясопродукты, молочные продукты и яйца кыргызстанцы съедают в четыре раза меньше нормы, рыбопродуктов – в 10 раз, картофеля в два раза и т.д. Потребление молочных продуктов сократилось в три раза. При этом хлеба населения съедает почти на 30% больше нормы, что связано с низкой платежеспособностью большей части общества. Несбалансированность продуктов питания, безусловно, сказывается на генофонде нации.

Безусловно, Центр экономических исследований при Министерстве экономики Кыргызстана обещает через пять лет увеличение потребления в среднем на 50-60%. Но подобная планка достигаема только росте платежеспособности населения. Пока же страна периодически переживает продовольственные шоки, особенно реагируя на цены на муку и зерно. За последние годы в 2,5-3 раза выросли цены на масло, рис, сахар. По сравнению с прошлым годом, цена на пшеничную муку в декабре 2014 года повысилась на 18%, на мясо в среднем на 10%, на лук на 120%. В то время как объем денежных поступлений в 2014 году по сравнению с предыдущим годом снизился на 20%, а заработная плата выросла всего на 9%

Сохраняется зависимость и по другим показателям. Из девяти основных видов продуктов питания, наша страна обеспечивает себя полностью только тремя – картофелем, молоком и овощами. По тем же хлебопродуктам только на 47%, растительному маслу – на треть (31%), мясом на 37%, а сахаром на 12%. 40% мяса Кыргызстан импортирует из Китая, 80% продаваемого сахара является завозным. Указанный выше рост цен на основные продукты питания, безусловно, ухудшит в 2015 году и без того ограниченный доступ к продуктам питания уязвимых слоев населения. В «группе риска» по-прежнему останутся почти полмиллиона пожилых граждан, 162 тысячи людей с инвалидностью, 307 тысяч детей из 106 тысяч малоимущих семей, чей доход на одного члена семьи не превышает 705 сомов в месяц.

Отсутствие стратегического понимания важности и актуальности вопроса для Кыргызстана состоит в том, что в стране только на 24 году независимости приступили к разработке программного документа по продовольственной безопасности. Хоть данную проблему часто поднимали как в обществе, так и на уровне государства. В настоящее время в правительство приступило к разработке документа, в котором ставится задача обеспечить продбезопасность населения через развитие агропромышленного комплекса. Правда, рассчитан документ только до 2017 года. Впрочем, это беда всех стратегических планов страны – отсутствие масштаба, неумение определить задачи на 15-10 лет. В результате – импортозависимость приводит к росту цен, за которым не успевает гособеспечение трудящихся, а государство решает проблемы, а не работает на их опережение. В данном случае речь идет о необходимости жесткого контроля за ценообразованием, обеспечении доступности качественных и безопасных продуктов питания для всех слоев населения.

На протяжении последних лет продовольственная безопасность остается в Кыргызстане уделом, в большей степени, международных и неправительственных организаций. В первую очередь, Всемирной Продовольственной программы ООН, которая уже не один год поставляет в республику гуманитарные грузы в виде растительного масла и витаминизированной муки. При этом только в этом году программа вышла на новый уровень – через оказание гуманитарной помощи привлекать население к труду, ориентированному на достижение экономической независимости. То есть в рамках проекта на 16,8 млн. долларов представители малоимущих семей будут привлекаться к общественным работам.

Так, были определены области, испытывающие наибольшие риски в сфере продовольственной безопасности, - Нарынская, Таласская, Ошская, Жалал-Абадская и Баткенская. К примеру, в селах Таласской области будет проведена силами малоимущих граждан реабилитация трех водных каналов. В селах Кызыл-Октябрь, Маданият и Кош-Таш будут реабилитированы каналы Чон-Оготур, Асылбек и Кызыл-Жар. Запланированы также восстановление канала Пушкинского и берегоукрепление реки Талас в приграничной с Казахстаном зоне. Также в Таласе будет проведена реконструкция дороги в селе Ак-Таш.

Кроме того, данный проект предусматривает и обучение уязвимых слоев населения. Помощь будет оказана малоимущим жителям страны, которые освоят новые профессии на организованных курсах. В селах Ак-Жар Нарынской области и Казарман Джалал-Абадской области откроют курсы кондитеров, а в селе Огонбаево Таласской области — швейные курсы для женщин из социально уязвимых слоев населения. В селах Кара-Суу и Кош-Добо пройдут тренинги по здоровому образу жизни и питанию для женщин.

Подобная деятельность охватит 210 тысяч человек из 42 тысяч малообеспеченных семей. При этом всего в стране 106 тысяч таких, так что помощь получит практически каждая вторая часть. Но здесь примечательно именно приобщение к труду, вывод иждивенческого состояния, которое характерно сегодня для определенных слоев населения. Возможность получить доступ к продовольствию, необходимому для поддержания, не только жизни, но и здоровья, через подобные проекты, безусловно, способствует развитию социального на предпринимательства в стране. Это очень важно, как для преодоления продовольственных рисков, так и для развития социального предпринимательства в Кыргызстане.

Эднан Карабаев,
общественный деятель



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir