rerion.kg

В центре Азии - в центре событий!

Русский и кыргызский: нужно ли Кыргызстану выбирать один из них?

Почему русский язык должен сохранять официальный статус и какие выгоды получает Кыргызстан, закрепив его статус в Конституции? На эти и другие вопросы ответили участники онлайн конференции: «Значение русского языка в современном развитии, в экономическом и образовательном сотрудничестве Кыргызстана с Россией и странами СНГ», организованной Клубом региональных экспертов КР «Пикир».

Кыргызстанцы проголосовали за президентскую республику и Садыра Жапарова

Референдум по форме правления признан состоявшимся, в соответствии с законодательством, для этого достаточно 30-процентной явки избирателей. Сегодня же в голосовании приняли участие около 33 процентов кыргызстанцев, из которых более 81 процента отдали предпочтение президентской форме правления, за парламентскую проголосовали 10,66 процента.

США не поздравили Садыра Жапарова с избранием на пост президента

Посольство США в КР распространило заявление, в котором говорится, что «Соединенные Штаты Америки признают Садыра Жапарова избранным президентом Кыргызской Республики», однако не смотря на нормы дипломатического этикета, дипмиссия с этим событием его не поздравила.

oy-ordo

881

Общество

Проблемы регионального водопользования конфликтами не решить

Водные проблемы являются одним из камней преткновения в отношениях стран Центральной Азии. В обнародованном недавно исследовании Всемирного банка под названием "Доклад о мировом развитии 2011: Конфликты, безопасность и развитие» говориться о возрастающей вероятности конфликта на этой почве. Вопрос, который требует четкой кооперации, взаимодействия на взаимовыгодной основе все чаще перетекает в область закулисной конфронтации, что вызывает тревогу в регионе.

Наиболее ярко вопросы водопользования демонстрируют напряженные отношения между Узбекистаном и Таджикистаном. Свидетельство тому – информационное противостояние двух стран на страницах электронных масс-медиа. В настоящий момент на многих сайтах развернулась полемика по актуальной теме водопользования. Заголовки говорят сами за себя. «Узбекистан создал мощную пропагандистскую систему для оправдания своих действий по водным вопросам» - говорит одна статья, бросающая камень в огород официального Ташкента. В ответ раздается «наш ответ Чемберлену». «Почем лапша, уважаемый, а где Таджикистан, и, причем здесь Руанда?», - задаются вопросами узбекские журналисты.

Коротко о сути. Оба материала затрагивают конфликт вокруг Рогунской ГЭС. И, в общем-то, повторяют общие тенденции конфликтов стран низовья и верховья. Узбекистан опасается, что строительство гидроэлектростанции приведет к потере воды, пущенной на гидроэнергетические нужды в осенне-зимний период. То есть пропуски воды будут происходить тогда, когда сельскому хозяйству драгоценная влага, в общем-то, и не нужна. Таджикские эксперты в свою очередь указывают, что причина недостатка воды в Узбекистане — нерациональное водопользование, а не работа таджикских ГЭС.

Как видим, вместо поиска компромиссов, эксперты с треском ломают копья с одной лишь целью выставить друг друга в неприглядном свете. И подобная риторика, безусловно, может быть выгодна кому угодно, но только не странам Центральной Азии. И без информационных атак и провокаций региональное сотрудничество в указанном формате испытывает все большие трудности. Ситуация грозит перетечь в кризис недоверия, что отвечает одной лишь политике, известной по формуле: «разделяй и властвуй».

Понято, что в условиях независимости, после развала Советского Союза и потери централизованного управления водными ресурсами каждое государство реализует собственные национальные стратегии в этой сфере.

Яркий пример – сложившаяся пару лет назад ситуация между Кыргызстаном и Казахстаном. В свое время, кыргызстанские ГЭС, работая в зимнем энергетическом режиме, сбрасывали повышенные объемы воды, которые в январе–феврале приводили к подтоплению населенных пунктов, разрушению домов, гибели скота, выводу земель из севооборота в низовьях Сырдарьи. Но вегетативный период в этом, же регионе, как это, ни парадоксально, был сопряжен с дефицитом поливной воды. В итоге Казахстан был вынужден построить Коксарайский контррегулятор, призванный аккумулировать излишки драгоценной влаги для нужд сельского хозяйства и обезопасить юг страны от наводнений.

Между тем, эта сложная ситуация не вызвала информационных войн, стороны продолжали вести переговоры и находили точки соприкосновения в сложных условиях. И не только по Сырдарье. Имеется опыт совместного использования Кыргызстаном и Казахстаном трансграничных рек Шу и Талас. Дружественные государства научились совместно использовать водохозяйственные объекты. Для справки: КР и РК с 1997 года на эти цели выделили более 5 млн. долларов. Но ведь в том и состоит искусство дипломатии, чтобы договариваться. Это единственный разумный способ решения проблемы. Пора признать, что разрозненные пути потребуют гораздо больших затрат, чем согласованные и взаимовыгодные действия. В этой связи определенные надежды возлагаются на международное сообщество. Чье влияние с каждым годом возрастает. Сегодня уже ни одна страна не может проводить изолированную политику, если та не соответствует интересам мирового сообщества в целом.

К слову, в этом направлении проводится определенная работа. Есть мнение, что для решения проблем можно использовать потенциал ОБСЕ. Актуален этот вопрос и для Организации Исламского сотрудничества (ОИС). В частности, в рамках Организации разрабатывается Водная концепция, принятие которой планируется в ходе конференции министров по водным ресурсам в январе 2012 года в Турции. Проект документа определяет общие цели и механизмы по эффективному использованию водных ресурсов и призывает государства-члены ОИС расширять совместные научные программы и проекты в данной области. Особенно актуален данные проект для стран Центральной Азии.

Однако и международные усилия не панацея, если страны не будут пытаться договариваться, а продолжать идти по пути взаимных упреков и компромиссов. К такому выводу пришли и авторы исследования Всемирного банка. Они считают, что "внешние участники могут добиться многого в организации встреч, посредничестве и решении проблем, но без взаимной заинтересованности и политической воли со стороны самих этих стран, роль внешних участников будет ограниченной".

Кубатбек Асанов,
эксперт



Добавить эту страницу в вашу любимую социальную сеть
 

Аналитические издания

Booktet1

Партнеры

pikir

media mig logo